Ю.А. Иванов
НАРОД И "ЦАРЕВ КАБАК”
(К истории изучения проблемы)
В связки с сегодняшней всенародной борьбой за
утверждение трезвого образа жизни большой интерес представляет изучение
антиалкогольных традиций в истории России. Советские исследователи немало
сделали для изучения истории трезвеннических движений второй половины XIX -
начала XX в., а также в плане социально-исторического анализа проблемы. Как их
предшественников по праву можно рассматривать представителей русской
революционно-демократической общественной мысля, в частности - Ивана
Гавриловича Прыжова (1827-1885). Русский историк, этнограф, публицист, Прыжов
оставил большое научное наследие. Но особую известность у современников
получила его "История кабаков в России в связи с историей русского народа”,
изданная в Москве в 1868 г.
Советские историки и литературоведы единодушно
отмечают, что в 60-е гг. XIX в. Прыжов был одним из самых выдающихся
исследователей народного быта и народного мировоззрения *. Историк, выступая с
революционно-демократических позиций, показывал бедственное положение народных
масс, подчеркивал значение народных движений против самодержавной власти.
* См., например: Базанов В.Г. Русские революционные
демократы и народознание. Л., 1974. С. 386-419; Мазуркевич А.Р. И.Г. Прыжов: Из
истории русско-украинских связей. Киев, 1958; Цамутали А.Н. Неизданная книга
И.Г. Прыжова "Граждане на Руси” / Исследования по истории отечественного
источниковедения. М.; Л., 1964.
"История кабаков” до настоящего времени не
утратила своего значения, как свод фактических данных по истории винного дела и
виноторговли в России. Но кроме того, труд Прыжова дает огромный материал,
опровергающий измышления об извечности "русского пьянства”. Идея книги возникла
у Прыжова под влиянием невиданного народного движения за трезвость 1859-1861
гг. Ее страницы проникнуты осознанием гибельности народного пьянства. "История
кабаков” была задумана Прыжовым как трехтомный труд. Первый из них он закончил
еще в 1863 г. Этот том - единственный дошедший до нас. Сам историк оценивал
первую часть своей книги как официальную историю кабаков.
"Целью нашей, - писал он в мае 1868 г., - было изучить питейное
дело со стороны той плодотворной жизни, на которой произрастали кабаки, сивуха,
целовальники; взглянуть на него глазами миллионов людей, которые, не
умудрившись в политической экономии, видели в пьянстве божье наказание и в то
же время, испивая смертную чашу, протестовало этим против различий
общественных, иначе пили с горя”. *
* Прыжов И.Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа.
Казань, 1913. С. 4.
Красной нитью через книгу проходит мысль о том,
что царский кабак вводился силой и народ всячески сопротивлялся этому.
Возникновение "царева кабака” историк связывает со временами Ивана Грозного,
видит в этом "татарское”, азиатское влияние и противопоставляет кабак
древнерусской корчме как традиционному месту народного общения.
Прыжов прямо указывал социальную опасность кабака уже с момента его появления
прежде всего для народных масс: "В московском кабаке велено только пить, и пить
одному народу, т.е. крестьянам, посадским”. * И в XVI-XVII вв. народ
неосознанно пытается противостоять этой опасности- просит снести кабаки, потому
что "подле государева кабака жить не мочно”. Но кабаки продолжали распространяться.
* Там же. С. 46.
С горечью пишет историк, что именно под
влиянием кабака "у великорусского народа мало-помалу сложилось новое правило
жизни, что не пить-так и на свете не жить”. * Отсюда и главный, принципиальный
вывод Прыжова: государев кабак (читай: царизм. - Ю.И.) вызвал пьянство народа,
и пьянство это отнюдь не извечное, а результат целенаправленной политики.
* Там же. С. 233.
Прыжов мучительно искал путь ограничения
пьянства, но не находил его. Он отдавал дань характерным для XIX в.
заблуждениям о возможных мерах уменьшения пьянства вроде вытеснения крепких
напитков пивом, необходимости закусок в питейных заведениях. Но сам понимал
наивность надежд на результативность этих мероприятий.
Огромной разоблачительной силой обладают страницы, посвященные
винным откупам-практике передачи государством кабаков частным лицам за
определенную плату, при этом доход откупщика и казны зависел от количества
выпитого. Не случайно в 335 раз увеличился питейный доход царской казны за 140
лет существования откупов. В 50-е годы XIX в. для того, чтобы увеличить доходы
от кабаков, были употреблены всевозможные средства, в том числе и слухи, что по
целковому с ведра пойдет на выкуп крестьянской земли и на уплату недоимок.
Именно в это время, по словам Прыжова, в кабаке "водку сменила мутная жижа,
получившая название по цвету своему сивухи”. Но в это же время впервые
возникает и организованное движение за трезвость. Прыжов не скрывает, что
"главной причиной отказа пить была дороговизна вина”, но последствия этого
решения были куда глубже. *
* Там же. С. 245.
Анализируя ситуацию по всей стране, рассказывая о возникновении
первых обществ трезвости, Прыжов прямо указывает, что делалось это "по одной
лишь инициативе народа”. Историк впервые обобщил факты народной борьбы за
трезвость, начиная от добровольных отказов пить и кончая мирскими приговорами о
наложении штрафов и телесных наказаниях за употребление вина. Выводы Прыжова
перекликались со статьей Н.А. Добролюбова "Народное дело”, рассказывающей о
массовом движении за трезвость, охватившем западные губернии Российской
империи.
Прыжов указал, что борьба за трезвость способствовала отмене
откупов и введению акцизной системы, то есть косвенного налога на спиртное. Но
историк-демократ сразу увидел, что эти меры не уменьшили пьянства. Снова все
"обставлено было так, что народ не мог обойти кабак”, и это рождает у Прыжова
разочарование. Не случайна и та горькая нота, которой кончается книга:
"Оказалось много людей, или готовых выпить, или убедившихся, что легче
напиться, чем каяться, и вот к кабакам потянулась целая вереница разного люда”.
*
* Там же. С. 268.
Но это не означало для историка, что все потеряно. Главное - народ
на своем опыте осознал, что в борьбе с пьянством он может рассчитывать только
на себя, вернуться к трезвости возможно, хотя и не легко.
Последний раз книга И. Г. Прыжова мизерным тиражом издавалась в
1913 г. Кое-что в ней наивно, а порой и ошибочно, но лучшие страницы "Истории
кабаков” должны быть возвращены читателю. Это одна из первых попыток
социально-исторического анализа причин пьянства, предпринятая с демократических
позиций, объективное доказательство, что в борьбе за трезвость правда истории
на нашей стороне.
Материалы семинара, проведенного обществами борьбы за
трезвость
БАН СССР, ЛГУ и ЛОИИ АН СССР
18 декабря 1987 г.
Отв. редакторы д.и.н. Р.Г. Скрынников и Н.А. Копанев
Ленинград
Издательский отдел
Библиотеки АН СССР
1989 г.
Тираж 2000 экз.
Читайте так же:
Рубрики Разное
|